Статьи
-
Наша лаборатория
- 1. Разбираем и взвешиваем аккумуляторы 12 В 7 Ач разных производителей
- 2. Меняем аккумулятор в электромобилях Peg-Perego (видеоинструкции)
- 2.1. Замена аккумулятора Peg-Perego 24 В 12 Ач (видеоинструкция)
- 2.2. Замена аккумулятора Peg-Perego 24 В 5 Ач (видеоинструкция)
- 2.3. Замена аккумулятора Peg-Perego 6 В 4,5 Ач (видеоинструкция)
- 2.4. Замена аккумулятора Peg-Perego 12 В 12 Ач (видеоинструкция)
- 2.5. Замена аккумулятора Peg-Perego 6 В 8 Ач (видеоинструкция)
- 2.6. Замена аккумулятора Peg-Perego 12 В 8 Ач (видеоинструкция)
- 3. Меняем аккумулятор в блоках APC (видеоинструкции)
- 3.1. Замена аккумуляторов в блоке APC SYBT5 (видеоинструкция)
- 3.2. Замена аккумуляторов в блоке APC SYBT2 (видеоинструкция)
- 3.3. Замена аккумуляторов в блоке APC SYBATT (видеоинструкция)
- 3.4. Замена аккумуляторов в блоке APC RBC44 (видеоинструкция)
- 3.5. Замена аккумуляторов в блоках APC SYBTU1-PLP и SYBTU2-PLP (видеоинструкция)
- 4. Сопоставление конструкции АКБ одного производителя разных сроков службы
- 4.1. Сопоставление конструкции АКБ CSB GP 1272 и CSB GPL 1272 (рекомендованный срок использования 3-5 и 6-9 лет соответственно)
- 4.2. Сопоставление конструкции АКБ Vision CP1270 c рекомендованным сроком использования 3-5 и 10-12 лет
- 4.3. Сопоставление конструкции АКБ FIAMM FG20721 и FIAMM 12FGHL28 (рекомендованный срок использования 3-5 и 10-12 лет соответственно)
- 5. Сопоставление конструкции АКБ разных производителей с интервалом 4-5 лет
- 5.1. Сопоставление конструкции АКБ Vision CP1270 компании Vision Group 2015 и 2019 годов производства
- 5.2. Сопоставление конструкции АКБ BB Battery 2014 и 2019 годов производства
- 5.3. Сопоставление конструкции АКБ DELTA DTM 1207 2014 и 2019 годов производства
- 5.4. Сопоставление конструкции АКБ FIAMM FG20721 2014 и 2018 годов производства
- 6. Меняем аккумулятор BARTY (видеоинструкции)
- 6.1. Замена аккумулятора BARTY 12 В 7 Ач (видеоинструкция)
- 6.2. Замена аккумулятора BARTY 24 В 7 Ач (видеоинструкция)
- 6.3. Замена аккумулятора BARTY 12 В 14 Ач (видеоинструкция)
- 7. Исследуем состояние АКБ DELTA HRL 12-370W после 7 лет эксплуатации
- 8. О преимуществах применения аккумуляторного балансира БиМ-12-4 компании РЭМИ
- Статьи партнеров
- Обзоры переводов
Исследуем состояние АКБ DELTA HRL 12-370W после 7 лет эксплуатации
В статье описывается проверка состояния DELTA HRL 12-370W (80 Ач) после 7-ми лет эксплуатации в жестких условиях.
Вводная информация
Дата начала эксплуатации комплекта АКБ – октябрь-ноябрь 2013 года.
Дата завершения эксплуатации комплекта АКБ – 11 ноября 2021 года.
Cледует отметить, что данный комплект аккумуляторов использовался в двух режимах работы.
Первый этап: примерно пять лет, аккумуляторы использовались в циклическом режиме с циклом заряда-разряда за один день. В достраиваемом коттедже, не подключенном к электросети, энергоснабжение осуществлялось при помощи бензогенератора и одновременно проводился заряд аккумуляторов, подключенных к ИБП. В ночное время, электропитание холодильника, урезанного до необходимого минимума, системы освещении и иных необходимых электроприборов, осуществлялось при помощи ИБП в батарейном режиме. Каждый год период использования составлял ~ 150 дней. Итого, ориентировочно, накопленное количество циклов разряда-заряда составило 750. Разряд явно был менее 100 % емкости, иначе аккумуляторы столько не проработали бы в таком режиме.
Второй этап: все оставшееся время эксплуатации (два года) комплект АКБ использовался для резервирования электропитания группы компьютеров в офисе торговой компании.
Цели проведения эксперимента и гипотезы, подвергаемые проверке
- Оценить состояние аккумуляторов DELTA HRL 12-370W (80 Ач) после 7-ми лет жесткой эксплуатации.
- Проверить утверждение, что при выходе из строя одного-двух аккумуляторов из используемого комплекта необходимо менять весь комплект АКБ, если срок эксплуатации составляет более 20 % от срока их рекомендованного использования. Для АКБ со сроком рекомендованного использования 3-5 лет – срок возможной частичной замены не более одного года, для десятилетних АКБ - не более двух лет.
- Проверить утверждение, что наиболее проблемный аккумулятор в комплекте можно определить на основании напряжения на клеммах аккумуляторов в буферном режиме работы по минимальному напряжению.
Дата проведения эксперимента: 11 декабря 2021 года.
Визуальный осмотр аккумуляторов до проведения работ
До проведения эксперимента, при визуальном осмотре аккумуляторов DELTA HRL 12-370W выявлено, что геометрия аккумуляторов нарушена – каждую ячейку расперло в продольном направлении. В результате вдоль длинной стороны аккумулятора корпус стал «волнистым». При этом «волна» совпадает с ячейками аккумулятора, а «провал волны» приходится на границу между ячейками.
Методика проведения эксперимента
До проведения эксперимента, для выравнивания возможно накопившейся разницы в уровне заряда аккумуляторов и банок аккумуляторов, были проведены 3-и цикла разряда-заряда.
Эксперимент проводился в три этапа:
1. При работе ИБП от сети (буферный режим работы), проводим промер напряжения каждого аккумулятора индивидуально. На основании полученной информации делаем предварительный вывод о состоянии аккумуляторов и отмечаем лучший (максимальное напряжение) и худший (минимальное напряжение) аккумуляторы из комплекта.
2.1. Подключаем к ИБП нагрузку 150 Вт и отключаем ИБП от электросети (переводим систему в автономный режим работы). Засекаем время и дожидаемся, когда ИБП переходит на сигнализацию частыми звуковыми сигналами – емкость аккумуляторов подходит к концу. Это происходит при падении напряжения батарейного комплекта до 92 В (11,5 В на аккумуляторе при условии равенства напряжения на всех восьми АКБ).
2.2. Начинаем циклически замер напряжения на каждом аккумуляторе отдельно. Ведем эту работу непрерывно и фиксируем результаты вплоть до отключения ИБП. На основании напряжения аккумуляторов на последнем цикле замера делаем окончательный вывод о состоянии здоровья аккумуляторов и выбираем лучший (максимальное напряжение) и худший (минимальное напряжение) аккумуляторы из комплекта.
3.1. Вскрываем лучший и худший аккумуляторы из комплекта и оцениваем состояние положительных пластин. Именно положительные пластины деградируют при работе аккумуляторов (растворяются свинцовые решетки положительных пластин, в результате чего именно положительные пластины разрушаются).
3.2. Визуально оцениваем и сравниваем состояние положительных пластин лучшего и худшего аккумуляторов комплекта.
Далее анализируем результаты и делаем выводы по цели эксперимента и проверяемым гипотезам.
Оборудование, использованное при проведении испытания
Наименование оборудования (серийный номер) | Фото участника эксперимента |
---|---|
АКБ DELTA HRL 12-370W (8 шт) Код партии: CH07H7GK3H |
|
East EA900Pro-H 3kVA DC96V S/N 900031812010663 |
|
Прожектор FOTON LIGHTING FLOODINGHT BLACK FL-1001B - используется в качестве нагрузки. Мощность 150 Вт. |
|
Мультиметр DT9205A Digital Multimeter S/N DD111 201710 |
Этап 1. Промер напряжения каждого аккумулятора индивидуально при работе ИБП от сети (буферный режим)
По итогам промера напряжения каждого аккумулятора индивидуально при работе ИБП в буферном режиме (аккумуляторы заряжены полноcтью):
Номер аккумулятора в последовательной цепи | АКБ № 1 | АКБ № 2 | АКБ № 3 | АКБ № 4 | АКБ № 5 | АКБ № 6 | АКБ № 7 | АКБ № 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Напряжение на клеммах АКБ | 14,17 В | 13,81 В | 14,07 В | 11,70 В | 13,53 В | 14,05 В | 11,57 В | 14,27 В |
Предварительный вывод: АКБ № 8 (выделено зеленым цветом) и № 7 (выделено красным цветом) предположительно выявлены как «лучший» и «худший» по «состоянию здоровья».
Этап 2: Промер напряжения каждого аккумулятора индивидуально при работе ИБП в автономном режиме (батарейный режим работы) от подачи ИБП сигнала «низкий уровень заряда на АКБ» до автоматического отключения ИБП
По итогам промера напряжения каждого аккумулятора индивидуально при работе ИБП в батарейном режиме на этапе Низкий уровень напряжения на АКБ - Автоматическое отключение ИБП:
Номер цикла замера | АКБ № 1 | АКБ № 2 | АКБ № 3 | АКБ № 4 | АКБ № 5 | АКБ № 6 | АКБ № 7 | АКБ № 8 |
1 | 12,14 | 12,19 | 12,05 | 9,85 | 12,28 | 11,80 | 10,20 | 11,87 |
2 | 12,12 | 12,18 | 12,03 | 9,83 | 12,27 | 11,78 | 10,20 | 11,85 |
3 | 12,09 | 12,17 | 12,00 | 9,80 | 12,26 | 11,75 | 10,20 | 11,81 |
4 | 12,05 | 12,16 | 11,97 | 9,77 | 12,26 | 11,68 | 10,19 | 11,76 |
5 | 12,03 | 12,15 | 11,95 | 9,74 | 12,26 | 11,63 | 10,18 | 11,72 |
6 | 12,00 | 12,14 | 11,93 | 9,70 | 12,24 | 11,58 | 10,18 | 11,66 |
7 | 11,97 | 12,13 | 11,90 | 9,67 | 12,24 | 11,52 | 10,18 | 11,59 |
8 | 11,93 | 12,11 | 11,85 | 9,61 | 12,22 | 11,42 | 10,17 | 11,46 |
9 | 11,86 | 12,09 | 11,81 | 9,54 | 12,21 | 11,32 | 10,16 | 11,33 |
10 | 11,81 | 12,08 | 11,77 | 9,47 | 12,20 | 11,22 | 10,15 | 11,19 |
11 | 11,75 | 12,06 | 11,73 | 9,38 | 12,20 | 11,11 | 10,14 | 10,99 |
12 | 11,65 | 12,04 | 11,93 | 9,27 | 12,18 | 10,99 | 10,14 | 10,75 |
13 | 11,55 | 12,02 | 11,63 | 9,16 | 12,15 | 10,85 | 10,13 | 10,45 |
14 | 11,45 | 12,00 | 11,58 | 9,02 | 12,14 | 10,68 | 10,12 | 10,10 |
15 | 11,35 | 11,99 | 11,52 | 8,89 | 12,13 | 10,51 | 10,11 | 9,78 |
16 | 11,24 | 11,97 | 11,46 | 8,74 | 12,12 | 10,33 | 10,10 | 9,42 |
17 | 11,10 | 11,95 | 11,38 | 8,57 | 12,11 | 10,06 | 10,07 | 9,00 |
Для улучшения восприятия представим полученные данные в графическом виде:
Далее было проведено вскрытие наилучшего (№ 5 – выделен зеленым цветом) и наихудшего (№ 4 – выделен красным цветом) по «состоянию здоровья» аккумуляторов. Проведено исследование их физического состояния. Ход работ можно увидеть в представленном видеоролике. Полученные результаты и выводы по гипотезам, выдвинутым до исследования, приводим в следующей главе.
Выводы по полученным данным
Пункт 1. Расчетное время автономной работы ИБП с батарейным комплектом 8 АКБ емкостью 80 Ач при нагрузке 150 Вт составляет 41,5 часа. Реальное время автономной работы составило 23 минуты 53 секунды. Остаточная емкость ~ 1 %.
Рекомендованное время использования в буферном режиме данной серии АКБ 10-12 лет. Реально аккумуляторы проработали 7 лет, но:
Аккумуляторы существенное время прослужили в циклическом режиме, что подтверждается изменением геометрии положительных пластин – они увеличились. Именно так и происходит при циклическом использовании АКБ. Это привело и к «вспучиванию» корпуса, и к тому, что сами пластины пошли «волной». Если верно утверждение, что в циклическом режиме аккумуляторы проработали 5 лет (при использовании 150 циклов заряда-разряда в год), то количество неполных циклов заряда-разряда составило, примерно 750. При таком режиме работы предъявлять претензии к уменьшенному сроку службы недопустимо.
Более того, аккумуляторы на втором этапе эксплуатации, должны были сняты с эксплуатации раньше. Падение реальной емкости АКБ до уровня 1 % недопустима и свидетельствует, что ежегодные регламентные работы по проверке состояния аккумуляторов не проводились.
Основная часть износа произошла на первом этапе эксплуатации, при работе в ежедневном циклическом режиме. Это тяжелейшие условия работы.
Выводы:
Пункт 1. АКБ серии HRL-W компании DELTA – это аккумуляторы высокого качества и они стоили своих денег. В настоящее время данная серия выпускается под брендом DELTA Xpert. Это проектная серия компании Энергон.
Отдельно хотелось бы уточнить: Изменение геометрии корпуса происходит не только в циклическом режиме. Как показывает опыт эксплуатации АКБ в буферном режиме, одной из самых распространенных причин изменения геометрии корпуса является несоблюдение температурного режима работы батарей. Если температура при эксплуатации выше регламентной, происходит дополнительный разогрев корпуса и увеличение скорости прохождения химических процессов внутри с резким выделением газообразных продуктов. Это приводит к размягчению пластика корпуса аккумулятора и повышению давления внутри него. Сочетание этих двух факторов может привести к деформации корпуса при работе и в буферном режиме - он "вздувается".
Пункт 2. Разница в состоянии положительных пластин «лучшего» и «худшего» аккумуляторов незначительна. Распад решетки «лучшего» АКБ выше критического уровня.
Таким образом наглядно подтверждено, что при выходе из строя одного-двух аккумуляторов из комплекта, нужно менять все АКБ линейки при сроке эксплуатации, превышающем 20 % от срока их рекомендованного использования.
Т.е.:
Если срок рекомендованного использования 3-5 лет, частичная замена возможна спустя менее одного года от даты запуска аккумуляторов в эксплуатацию.
Если аккумуляторы 10-тилетние, частичная замена возможна при сроке эксплуатации не более 2-х лет.
Пункт 3. Утверждение, что наиболее проблемный аккумулятор в комплекте можно вычислить по напряжению на клеммах аккумуляторов в буферном режиме работы, не соответствует действительности. Этот метод выявил аккумуляторы № 7 и 8 как «худший» и «лучший». Более подробное изучение доказало, что эти звания должно присвоить аккумуляторам № 4 и № 5.